ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 66RS0051-01-2025-000532-17 |
Дата поступления | 05.03.2025 |
Категория дела | Иные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений) → прочие (возникающие из административных и иных публичных правоотношений) |
Судья | Фарафонова Елена Александровна |
Дата рассмотрения | 28.05.2025 |
Результат рассмотрения | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Регистрация административного искового заявления | 05.03.2025 | 12:00 | 05.03.2025 | ||||||
Передача материалов судье | 05.03.2025 | 16:56 | 05.03.2025 | ||||||
Решение вопроса о принятии к производству | 10.03.2025 | 18:20 | Административное исковое заявление принято к производству | 14.03.2025 | |||||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 10.03.2025 | 18:20 | 14.03.2025 | ||||||
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 10.03.2025 | 18:20 | 14.03.2025 | ||||||
Судебное заседание | 04.04.2025 | 10:30 | Зал 2 | Рассмотрение дела начато с начала | вступление/привлечение заинтересованного лица | 14.03.2025 | |||
Судебное заседание | 18.04.2025 | 14:00 | Зал 2 | Отложено | необходимость совершения иных процессуальных действий | 04.04.2025 | |||
Судебное заседание | 30.04.2025 | 14:00 | Зал 2 | Отложено | удовлетворено ходатайство стороны об отложении судебного разбирательства административного дела в связи с необходимостью представления дополнительных доказательств | 18.04.2025 | |||
Судебное заседание | 28.05.2025 | 11:30 | Зал 2 | Вынесено решение по делу | Административный иск УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО | 30.04.2025 | |||
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 11.06.2025 | 14:26 | 11.06.2025 | ||||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 11.06.2025 | 14:27 | 11.06.2025 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | ААО СМО "КУМИ" | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Администрация Серовского муниципального округа | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | ГКУ СО "Серовское лесничество" | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Комитет по архитектуре и градостроительству администрации СМО | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Министерство природных ресурсов и экологии СО | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Муниципальное казенное учреждение "УКС" | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | ООА СМО" Комитет по энергетике, транспорту, связи и жилищно-коммунальному хозяйству" | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | ООО "Производственно-торговое предприятие "Лесной Урал" |
66RS0051-01-2025-000532-17
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Серов «28» мая 2025 года
Серовский районный суд Свердловской области в составе председательствующего Фарафоновой Е.А., при секретаре судебного заседания Бобровой С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-763/2025 по административному иску
Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации Серовского муниципального округа, Муниципальному казенному учреждению «Управление капитального строительства» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,
с участием представителя административного истца – старшего помощника Серовского городского прокурора Гребенкиной А.Н., представителя ответчика Администрации Серовского муниципального округа и заинтересованных лиц ООА СМО" Комитет по энергетике, транспорту, связи и жилищно-коммунальному хозяйству", ООА СМО "КУМИ" - Кирсановой С.В., представителя ответчика МКУ «УКС» - Силантьева М.Н., представителя заинтересованного лица ГКУ СО "Серовское лесничество" - Бирюкова В.С., представителя заинтересованного лица ООО "Производственно-торговое предприятие "Лесной Урал" – Филиппова А.А., представителя заинтересованного лица ООА СМО Комитет по архитектуре и градостроительству администрации СМО - Песоцкого С.Ю.,
У С Т А Н О В И Л:
Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Серовский районный суд Свердловской области с вышеуказанным административным исковым заявлением.
В обоснование административного искового заявления указано, что Нижнетагильской межрайонной природоохранной прокуратурой проведены надзорные мероприятия в области соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха и санитарно-эпидемиологического законодательства, в ходе которых выявлены нарушения лесного и земельного законодательства при использовании земель лесного фонда для размещения общественных мест захоронения (кладбищ) и надлежащего оформления прав владения ими. Земельные участки, занятые общественными кладбищами, подлежат постановке на государственный кадастровый учет с указанием категории земель и вида разрешенного использования. Поскольку организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения на территории муниципального округа возложены федеральным законодательством и уставом муниципального округа на органы местного самоуправления, Администрация и Глава Серовского муниципального округа обязаны и вправе принять необходимые и достаточные меры по надлежащему оформлению земельных участков, расположенных под общественными кладбищами, в муниципальную собственность, в том числе обратиться с ходатайством в Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области по вопросу перевода земельных участков, занятых кладбищами, в земли иной категории. Кладбища на территории городского округа являются муниципальными и находятся в ведении администрации Серовского городского округа (п. 4 Положения № 949). МКУ «УКС» является Администрацией кладбищ, расположенных на территории Серовского муниципального округа, и является ответственным лицом за организацию захоронений на территории округа. Вместе с тем, в ходе проведенных надзорных мероприятий установлено, что на территории Серовского муниципального округа эксплуатируется городское кладбище в отсутствие проекта санитарно-защитной зоны и экспертного и санитарно-эпидемиологического заключений, в связи с чем, в адрес главы округа 11.12.2024 года внесено представление об устранении нарушений закона и принятии мер по разработке проекта СЗЗ. Согласно ответу на представление, городское кладбище расположено на земельном участке с кадастровым номером 66:61:0101001:353, расположенном по адресу: г. Серов, 119 квартал Серовского участка Серовского участкового лесничества ГКУ СО «Серовское лесничество», площадью 80 757 кв.м.. На основании постановления Администрации Серовского городского округа от 06.04.2020 года № 498 названный земельный участок передан на праве постоянного (бессрочного) пользования Муниципальному казенному учреждению «Управление капитального строительства» (далее - МКУ «УКС»). Исходя из ответа МКУ «УКС», указанный земельный участок с видом разрешенного использования - ритуальная деятельность передан органом местного самоуправления учреждению. При этом, захоронения вышли за границы земельного участка с кадастровым номером 66:61:0101001:353. На основании поручения природоохранного прокурора специалистами ГКУ СО «Серовское лесничество» осуществлено обследование в квартале 119 выдел 3 Серовского участкового лесничества, в ходе которого установлено, что на указанном земельном участке осуществлено 123 захоронения, в том числе 2 участников Специальной военной операции. Вместе с тем, указанный выдел на основании договора аренды от 10.04.2008 года № 64 передан ООО «ПТП Лесной Урал». Арендатором земельного участка в 2022 году выполнена сплошная рубка лесных насаждений на площади 4 га в соответствии с проектом освоения лесов, весной 2023 года - высажены лесные культуры. Таким образом, общественное кладбище Серовского муниципального округа фактически частично расположено на землях лесного фонда Российской Федерации, за границами земельного участка 66:61:0101001:353, где осуществляется отведение мест для захоронения, при этом, право собственности муниципального образования не зарегистрировано, занимаемая территория, находящаяся в ведении иных хозяйствующих субъектов, используется последними в производственной деятельности, что противоречит требованиям приведенного выше федерального законодательства.
В административном исковом заявлении просит: Признать незаконным бездействие администрации Серовского муниципального округа по неосуществлению полномочий органов местного самоуправления, предусмотренных п. 23 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», по организации и содержанию мест захоронения на общественном кладбище Серовского муниципального округа, расположенном на землях лесного фонда Российской Федерации за границами земельного участка с кадастровым номером № (выдел 3 квартала 119 Серовского участка Серовского участкового лесничества Серовского лесничества).
Возложить на администрацию Серовского муниципального округа обязанность:
• в срок до 01.11.2025 года организовать проведение и выполнение работ по установлению площади, местоположения и границ земельных участков, занятых общественным кладбищем Серовского муниципального округа, расположенного на землях лесного фонда Российской Федерации вблизи земельного участка с кадастровым номером 66:61:0101001:353 (выдел 3 квартала 119 Серовского участка Серовского участкового лесничества Серовского лесничества), а также постановку их на государственный кадастровый учет;
• в срок до 01.01.2026 года обратиться в Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области с ходатайством и необходимым комплектом документов, предусмотренных Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.12.2018 № 684 «Об утверждении содержания ходатайства о переводе земель лесного фонда в другую категорию и состава прилагаемых к нему документов» о переводе земель лесного фонда, занятых общественным кладбищем Серовского муниципального округа, расположенного на землях лесного фонда Российской Федерации вблизи земельного участка с кадастровым номером № (выдел 3 квартала 119 Серовского участка Серовского участкового лесничества Серовского лесничества), в земли особо охраняемых территорий (земли историко-культурного назначения) с разрешенным видом использования «ритуальная деятельность»;
• в срок до 01.06.2026 года зарегистрировать право муниципальной собственности на земельные участки, находящиеся под общественным кладбищем Серовского муниципального округа, расположенного на землях лесного фонда Российской Федерации вблизи земельного участка с кадастровым номером № (выдел 3 квартала 119 Серовского участка Серовского участкового лесничества Серовского лесничества).
Запретить Муниципальному казенному учреждению «Управление капитального строительства» осуществлять деятельность по выдаче разрешений на захоронение умерших граждан на землях лесного фонда Российской Федерации за границами земельного участка с кадастровым номером 66:61:0101001:353.
Представитель административного истца в судебном заседании на исковых требованиях настаивал по доводам, указанным в административном иске.
Представитель административного ответчика Администрации Серовского муниципального округа и заинтересованных лиц ООА СМО" Комитет по энергетике, транспорту, связи и жилищно-коммунальному хозяйству", ООА СМО "КУМИ" - Кирсанова С.В. в судебном заседании против требований возражала. Представила письменный отзыв в котором указала о том, что Администрация Серовского муниципального округа не согласна с требованиями административного искового заявления в части сроков выполнения работ, а также не согласна с требованием о запрете МКУ «УКС» осуществлять деятельность по выдаче решений на захоронение умерших граждан на землях лесного фонда Российской Федерации за границами земельного участка с кадастровым номером 61:0101001:353. С учетом выполнения всех мероприятий дорожной карты ориентировочный срок выполнения всех работ составит два года, в том числе при наличии бюджетного финансирования. Сроки прокурора, указанные в административном исковом заявлении, являются неразумными и установлены без учета особенностей и процессуальных сроков прохождения всех этапов процедуры, установленные действующим законодательством РФ, в том числе без учета порядка и сроков формирования и исполнения бюджетного процесса. Требования прокурора о запрете МКУ «УКС» осуществлять деятельность по выдаче разрешений на захоронение умерших граждан на землях лесного фонда Российской Федерации за границами земельного участка с кадастровым номером 66:61:0101001:353 считают являются незаконными, нарушающими права гарантированные государством - гарантии на погребение. Кроме того, запрет на захоронение приведет к невозможности погребения военнослужащих, погибших в зоне специальной военной операции, отдавших свою жизнь защите Родины. Погребение таких лиц сопровождается воинскими почестями, что символизирует уважение государства к подвигу и службе. На основании вышеизложенного, считают, что запрет МКУ «УКС» осуществлять деятельность по выдаче разрешений на захоронение умерших граждан означает запрет на оказание услуги на захоронение граждан, гарантированного главой государства, что является недопустимым, противоречит не только общественным интересам жителей Серовского муниципального округа, но и интересам государства. В настоящее время на территории СМО отсутствуют иные действующие кладбища для оказания услуг по погребению умерших.
В возражениях просит: в части возложения обязанностей на администрацию Серовского муниципального округа по переводу земель лесного фонда в категорию земель с разрешенным использованием «ритуальная деятельности» установить срок в течение 2 лет с момента вступления решения суда в законную силу. В части иска о запрете МКУ «УКС» осуществлять деятельность по выдаче разрешений на захоронение умерших граждан на землях лесного фонда РФ за границами земельного участка с кадастровым номером № отказать.
В дополнении к отзыву указывают, что в целях выполнения мероприятий по переводу земель лесного фонда в другую категорию ООА СМО «КУМИ» 18.04.2025 года служебной запиской № Главе Серовского муниципального округа направлена предварительная потребность в уточнении бюджета Серовского муниципального округа на 2025 год в части бюджетной сметы отраслевого органа. В частности, в подпрограмме «Осуществление градостроительной деятельности» увеличены затраты на проведение работ (оказание услуг) по лесоустройству и разработке лесохозяйственных регламентов в отношении городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов Серовского муниципального округа. Для выполнения мероприятий запрошено увеличение бюджета на 1 073 803,86 руб., согласно полученным коммерческим предложениям на работы с целью оформления земель городского кладбища. 24.04.2025 года ООА СМО «КУМИ» направлена служебная записка № 2514 в адрес Заместителя главы Серовского муниципального округа — начальнику функционального округа «Финансовое управление администрации Серовского муниципального округа» Ивановой Н.В. об уточнении бюджета, принятого решением Думы Серовского городского округа от 10.12.2024 года № 187 «О бюджете Серовского муниципального округа на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов», где также запрошены дополнительные денежные средства для исполнения заявленных прокурором требований, в частности: 296 128,22 руб. на подготовку акта натурного технического обследования лесного участка для расширения кладбища в поселке Металлургов, стоимость работ определена предложением ГКУ СО «Серовское лесничество» от 19.03.2025 года № 21-56. 390 000 руб. на проведение работ по сбору материалов с целью перевода земельного участка из состава земель лесного фонда в категорию земель: земли особо охраняемых территории, стоимость работ определена коммерческим предложением ООО «УЛИК» от 27.03.2025 года № 138. Таким образом, ООА СМО «КУМИ» для исполнения требований прокурора в бюджете Серовского муниципального округа запланировано 686 128,22 руб. которые возможно будет освоить после утверждения внесения изменений в бюджет Серовского муниципального округа.
Представитель заинтересованного лица ООО «Производственно-торговое предприятие» Лесной Урал» в судебном заседании разрешение заявленных требований оставил на усмотрение суда. Представил письменный отзыв, в котором указал о том, что ООО «Производственно-торговое предприятие» Лесной Урал» является арендатором лесного участка по договору № аренды лесного участка от 10.04.2008 года, расположенного в границах квартала 32-45,53-78,88-95,103-105,111-113,117-123,128-131,135-141,149-153 Серовского участкового лесничества Серовского лесничества. Участок предоставлен обществу для целей заготовки древесины. В квартале 118-119 Серовского участкового лесничества арендованный лесной участок граничит с землями населенных пунктов- МО «Серовский муниципальный ГО», в том числе с местами захоронения. Согласно имеющейся в распоряжении общества информации в кварталах 118, 119 (выделы 1-5, часть 7, 8-13, 15-23, часть 24, 25-33, территория входит в предмет договора аренды лесного участка № от 10.04.2008 года) расположены захоронения почивших людей. Указанная часть территории относится к эксплуатационным лесам и предназначена для рубки лесных насаждений, Вместе с тем фактическое наличие захоронений препятствует указанному виду деятельности предприятия. В связи, с чем указанная часть лесного участка для рубки лесных насаждений не используется, однако ее наличие в составе договора аренды влияет на размер ежегодного объема рубки лесных насаждений в рамках указанного договора. Исключение из площади арендованного лесного участка принесет негативные последствия в виде сокращения объемов заготовки древесины. 03 марта 2025 года ООО ПТП «Лесной Урал» по запросу Серовский муниципальный округ направило письмо в адрес ООАСМО КУМИ о согласовании проведения работ по разделу исходного земельного участка с кадастровым номером 66:61:0000000:107, согласно подготовленной схемы расположения земельного участка и расположенного в границахСеровского лесничества, Серовского участкового лесничества, Серовского участка, в кварталах 118 (часть выдела 5), 119 (выделы 1, 2, 34, часть выдела 3) площадью 221000 кв.м, и перевод вновь образованного земельного участка площадью 221000 кв.м, из земель лесного фонда в земли иных категорий. Предприятие согласно с исключением из состава аренды указанной части территории. Для исключения указанной территории из состава предмета договора аренды лесного участка №64 от 10.04.2008 года необходимо проведение комплекса работ по внесению изменений в проектную документацию по освоению лесного участка, необходимо внесение изменений в договор аренды. Стоимость работ по изменению проекта освоения лесов арендованного лесного участка оставляет около 170 000 рублей. Предприятие 08.04.2025 года обратилось на имя заместителя главы администрации СМО Гребенева А.Н. с просьбой рассмотреть вопрос о принятии указанного объема затрат на городской округ в виду того, что изменение документации необходимо для нужд Муниципального округа. По состоянию на 28.04.2005 года ответ о финансировании работ не предоставлен. В связи с чем работы по исключению части лесного участка из состава предмета договора не начаты. Ориентировочные сроки выполнения работ: 6-8 месяцев с момента оплаты УСЛУГ Серовским муниципальным ОКРУГОМ В части внесения изменений в проектную документацию и кадастровый учет изменений. 3-4 месяца в части внесения изменений в договор аренды лесного участка. (наличие существенного срока обусловлено необходимостью соблюдения требований ст.74.1 Лесного кодекса РФ в части возможности изменения условий договора аренды лесного участка только на основании судебного решения). Таким образом требование Административного истца о постановке на кадастровый учет части лесного участка в срок до 01.11.2025 года являются маловероятными к исполнению. По мнению предприятия реальный срок для выполнения требований в данной части составит не ранее 31.12.2026 года.
Представитель ответчика Муниципальное казенное учреждение "УКС" Силантьев М.Н. против удовлетворения заявленных требований возражал в части установленных в требованиях сроков, а также в части запрета МКУ "УКС" в выдаче разрешений на погребение в связи с отсутствием на территории Серовского муниципального округа иных мест предназначенных для захоронения.
Представитель заинтересованного лица ГКУ СО "Серовское лесничество" Бирюков В.С.,в судебном заседании рассмотрение заявленных требований оставил на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица ООА СМО Комитет по архитектуре и градостроительству администрации СМО Песоцкий С.Ю. в судебном заседании заявленные требования поддерживал.
Представители заинтересованных лиц Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу и Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области в судебное заседание не явились, о дате времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав стороны, оценив доказательства по делу на предмет их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, пришел к следующим выводам.
Исходя из положений ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.При этом на лицо, обратившееся в суд, возлагается обязанность доказывать факт нарушения его прав, свобод и законных интересов (п.1 ч.9 и ч.11 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч.1 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). В данном случае правоотношения являются длящимися в виде не выполнения обязанности, в связи с чем, административное исковое заявление подано в установленный законом срок.
Лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения). Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий (ст. ст. 3, 6 Лесного кодекса РФ (далее ЛК РФ)).
Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (ч.2 ст. 8 ЛК РФ).
На землях населенных пунктов могут располагаться леса, в том числе городские леса и другие защитные леса. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных на землях населенных пунктов, осуществляются в соответствии с лесным Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности установлены Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон о погребении).
Из системного толкования положений ст.ст. 18, 25 названного Закона и п. 22 ч. 1 ст. 14, п. 23 ч. 1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131) следует, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок деятельности общественных кладбищ и осуществляют организацию похоронного дела, ритуальных услуг и содержание мест захоронения. При этом организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения.
Аналогично, в силу п. 14 ч. 1 ст. 4, п. 26 ч. 1 ст. 28 Устава Серовского городского округа (принят Решением Серовской городской Думы от 31.05.2005 № 62), организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к полномочиям администрации городского округа по решению вопросов местного значения.
Согласно п. 4 ст. 16 Закона о погребении земельный участок для размещения места погребения предоставляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Нижнетагильской межрайонной природоохранной прокуратурой проведены надзорные мероприятия в области соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха и санитарно-эпидемиологического законодательства, в ходе которых выявлены нарушения лесного и земельного законодательства при использовании земель лесного фонда для размещения общественных мест захоронения (кладбищ) и надлежащего оформления прав владения ими.
В результате надзорных мероприятий установлено следующее, что на территории Серовского муниципального округа эксплуатируется городское кладбище в отсутствие проекта санитарно-защитной зоны и экспертного и санитарно-эпидемиологического заключений.
Административным истцом в адрес главы Серовского городского округа вынесено представление об устранении нарушений закона от 11.12.2024 года из которого следует, что административный истец требует в течение месяца со дня получения представления принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, а именно: принять меры по разработке проекта санитарно-защитной зоны и по получению на него положительного экспертного и санитарно-эпидемиологического заключений.
Из ответа главы Серовского городского округа на представление, от 26.12.2024 года следует, что городское кладбище расположено на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: г. Серов, 119 квартал Серовского участка Серовского участкового лесничества ГКУ СО «Серовское лесничество», площадью 80 757 кв.м. На основании постановления Администрации Серовского городского округа от 06.04.2020 года № 498 названный земельный участок передан на праве постоянного (бессрочного) пользования Муниципальному казенному учреждению «Управление капитального строительства».
Из постановления Администрации Серовского городского округа от 06.04.2020 года № 498 следует, что земельный участок с кадастровым номером № передан на праве постоянного (бессрочного) пользования Муниципальному казенному учреждению «Управление капитального строительства».
Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером №, расположенном по адресу: г. Серов, 119 квартал Серовского участка Серовского участкового лесничества ГКУ СО «Серовское лесничество» принадлежит на праве постоянного бессрочного пользования МКУ «УКС»
Согласно ответу МКУ «УКС» от 31.01.2025 года, указанный земельный участок с видом разрешенного использования - ритуальная деятельность передан органом местного самоуправления учреждению. При этом, захоронения вышли за границы земельного участка с кадастровым номером №
Судом установлено, что на земельном участке в квартале 119 выдел 3 Серовского участкового лесничества осуществлено 123 захоронения, в том числе 2 участников Специальной военной операции.
Разрешая требования административного истца о признании незаконными действий и возложении обязанности суд приходит к следующему выводу:
Так, Федеральным законом от 21.12.2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также - ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются: 1) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации; 2) уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в отношении иных земель (ст. 2).
В соответствии со ст. 11 указанного Федерального закона перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае, в том числе организации особо охраняемых природных территорий; установления или изменения границы населенного пункта; размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.
Обращение с ходатайством о переводе земель в иную категорию в данном случае осуществляется в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.12.2018 года № 684 «Об утверждении содержания ходатайства о переводе земель лесного фонда в другую категорию и состава прилагаемых к нему документов».
Кроме того, из положений п. 3 ст. 6 ЗК РФ следует, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно положениям ст. 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
В силу п. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В соответствии с требованиями п. 4 ч. 2 ст. 94, ст. 99 ЗК РФ земли военных и гражданских захоронений относятся к землям особо охраняемых территорий (земли историко-культурного назначения).
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 года № П/0412 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, согласно которому описание вида разрешенного использования земельного участка с кодом вида разрешенного использования земельного участка 12.1 (ритуальная деятельность) включает в себя: размещение кладбищ, крематориев и мест захоронения; размещение соответствующих культовых сооружений; осуществление деятельности по производству продукции ритуально-обрядового назначения.
Таким образом, наличие захоронений на территории лесного фонда является основанием для перевода земель из земель лесного фонда Российской Федерации в другую категорию. В связи с чем, требования Природоохраного прокурора о признании незаконным бездействия Серовского муниципального округа по неосуществлению полномочий органов местного самоуправления и возложении обязанности на проведение и выполнение работ по установлению площади, местоположения и границ земельных участков, занятых общественным кладбищем Серовского муниципального округа переводу указанных земель в земли особо охраняемых территорий и регистрации права муниципальной собственности являются законными и обоснованными.
При этом относительно срока выполнения указанных выше работ суд исходит из требования разумности и справедливости, в связи с чем, приходит к выводу о необходимости продления указанного срока до 31.12.2026 года.
При этом разрешая требования административного истца о запрете МКУ «УКС» осуществлять деятельность по выдаче разрешений на захоронение умерших граждан на землях лесного фонда РФ суд приходит к следующему выводу:
На территории Серовского городского округа действует Положение об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения, утвержденное Постановлением администрации Серовского городского округа от 02.06.2009 года № 949 (ред. от 28.05.2018 года) (далее — Положение).
В соответствии с п. 5 данного Положения кладбище - участок территории, специально предназначенный для погребения умерших (погибших) или их праха после кремации.
Погребение осуществляется на специально отведенных и оборудованных для этих целей общественных муниципальных кладбищах.
Погребение в не отведенных для этого местах, погребение на общественных кладбищах без регистрации и выдачи соответствующих документов администрацией кладбища не допускается. К лицам, совершившим такие действия, применяются меры, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях или Уголовным кодексом (п. 8 Положения).
Местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших согласно ст. 4 Закон о погребении.
Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1996 года N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле на территории Российской Федерации» каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха указанном им месте погребения, рядом с ранее умершими гарантируется при наличии на указанном месте погребения свободного участка земли или могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга. В иных случаях возможность исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения определяется специализированной службой по вопросам похоронного дела с учетом места смерти, наличия на указанном им месте погребения свободного участка земли, а также с учетом заслуг умершего перед обществом и государством (п. 2 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле")
В соответствии с п. 1 ст. 18Федерального закона от 12.01.1996 года № 8 ФЗ "О погребении и похоронном деле" общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
Согласно ст. 25 указанного Федерального закона гарантии осуществления погребения умершего реализуются путем организации в РФ похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, которая осуществляется органами местного самоуправления.
Указом Президента Российской Федерации от 29.06.1996 года № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших», закреплена обязанность специализированных служб по вопросам похоронного дела оказания на безвозмездной основе по первому требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, погребению, гарантированных ст. 9 Федерального закона «О погребении похоронном деле», согласно которой, услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования прокурора о запрете МКУ «УКС» осуществлять деятельность по выдаче разрешений на захоронение умерших граждан на землях лесного фонда Российской Федерации за границами земельного участка с кадастровым номером 66:61:0101001:353, в связи с нарушением прав граждан и гарантированных государством гарантий на погребение.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации Серовского муниципального округа, Муниципальному казенному учреждению «Управление капитального строительства» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности – удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации Серовского муниципального округа по неосуществлению полномочий органов местного самоуправления, предусмотренных п. 23 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации», по организации и содержанию мест
захоронения на общественном кладбище Серовского муниципального округа,
расположенном на землях лесного фонда Российской Федерации за границами
земельного участка с кадастровым номером № (выдел 3 квартала
119 Серовского участка Серовского участкового лесничества Серовского
лесничества).
Возложить на администрацию Серовского муниципального округа
обязанность в срок до 31.12.2026 года:
- организовать проведение и выполнение работ по
установлению площади, местоположения и границ земельных участков, занятых
общественным кладбищем Серовского муниципального округа, расположенного
на землях лесного фонда Российской Федерации вблизи земельного участка с
кадастровым № (выдел 3 квартала 119 Серовского
тчасткаСеровского участкового лесничества Серовского лесничества), а также
постановку их на государственный кадастровый учет;
- обратиться в Министерство природных ресурсов и
экологии Свердловской области с ходатайством и необходимым комплектом
документов, предусмотренных Приказом Министерства природных ресурсов и
экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении
содержания ходатайства о переводе земель лесного фонда в другую категорию и
состава прилагаемых к нему документов» о переводе земель лесного фонда,
занятых общественным кладбищем Серовского муниципального округа,
расположенного на землях лесного фонда Российской Федерации вблизи
земельного участка с кадастровым номером № (выдел 3 квартала
119 Серовского участка Серовского участкового лесничества Серовского
лесничества), в земли особо охраняемых территорий (земли историко-культурного
назначения) с разрешенным видом использования «ритуальная деятельность»;
- зарегистрировать право муниципальной собственности
на земельные участки, находящиеся под общественным кладбищем Серовского
муниципального округа, расположенного на землях лесного фонда Российской
Федерации вблизи земельного участка с кадастровым номером №(выдел 3 квартала 119 Саровского участка Серовского участкового лесничества
Серовского лесничества).
В удовлетворении требований административного искового заявления в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Серовский районный суд <адрес>.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Е.А. Фарафонова
